В самом большом музее Бурятии - историческом

В Музее истории Бурятии первое, чему пришлось удивиться - это цена за вход: 400 рублей. Почти как в Кремле! Интересно, насколько всё круто на самом деле?

Исторический музей Бурятии в Улан-Удэ

Цена билета складывалась из нескольких экспозиций: буддистское искусство, история Бурятии разных периодов, национальная одежда и ещё несколько. На всё про всё ушло около полутора часов, и, учитывая, что Музей истории находится в самом центре, в тот же день получилось сходить ещё в два музея поменьше и съездить в буддистский храм на окраине Улан-Удэ.

В зале буддистского искусства нас ждали разноцветные деревянные скульптуры божеств. Я так и не поняла, подлинники это или копии. Автор - знаменитый в Бурятии скульптор Санжи Цыбик-Цыбиков, живший в XIX-XX веках.

Восьмирукая и трёхликая богиня Ушнишавиджая:

Музей истории Бурятии - зал буддистского искусства

Ушнишавиджая - богиня сострадания, света, долгой жизни и счастья, рядом с ней будда долгой жизни Амитаюс.

Ещё одна богиня сострадания - Ситатара или Белая Тара:

Музей истории Бурятии - богиня Ситатара

У всех богинь, будд и демонов помимо санскритских имён есть бурятские, ещё более труднопроизносимые. Вместе с ними в зале хранятся огромные тибетские книги.

Самый информативный зал - тот, что посвящён собственно истории Бурятии. Текста там столько, что хоть обчитайся: о народах, традиционно живших на Байкале, о шаманстве, о русских поселенцах и старообрядцах. Несмотря на обилие табличек и стендов, вычленить какую-то основную идею об истории Бурятии мне не удалось, я запуталась в многочисленных народностях и их передвижениях. Ясно лишь то, что прошлое у коренных народов Восточной Сибири богатое :-)

Например, где-то с III века до н.э. до II века н.э. вокруг Байкала и ниже, там, где сейчас находится Монголия, жил кочевой народ хунну. У этого народа была своя империя, для защиты от которой китайцы построили Великую китайскую стену. В начале нашей эры Хуннская держава пала, и её западная часть дала начало новому народу - гуннам. О гуннах, я думаю, все знают, вероятно потому что они вторглись в Европу, а вот о хунну я узнала только в музее. Сами буряты утверждают, что происходят от этого племени, но у историков другое мнение.

Реконструкция головы хунну, сделанная по черепу, найденному в Бурятии, в Иволгинском районе:

Музей истории Бурятии - реконструкция головы хунну

Артефакты культуры хунну III век до н.э. - I век н.э.:

Музей истории Бурятии - предметы культуры хунну

Было несколько любопытных атрибутов, связанных с шаманизмом - маски, различные жезлы, пестики, статуэтки, бубен и костюм шамана:

Музей истории Бурятии - костюм и бубен шамана

Предметы и книги, которыми пользовались тибетские врачи:

Музей истории Бурятии - книга рецептов тибетской медицины и другие врачебные предметы

Были костюмы старообрядцев, но стекло сильно бликовало, и фото не вышли, зато отлично получилась вот эта любопытная икона:

Музей истории Бурятии - старообрядческая икона "Святой Христофор"

"Святой Христофор", середина XIX века. Почему же у Святого Христофора вместо лица морда какого-то животного? В музее об этом ничего не говорилось, но я нашла тому объяснение. Святой Христофор, живший в III веке, был бербером. В то время европейцы были убеждены, что у берберов пёсьи головы, соответственно Христофор изображался таким. Есть ещё легенда, что святой был слишком красив и, желая избавиться от навязчивого внимания женщин, попросил бога сделать его некрасивым. Осмелюсь предположить, что эта легенда один из первых примеров политкорректности :-) Люди давно поняли, что у берберов нормальная голова, но ведь иконы лживыми не назовёшь, вот и появилась такая легенда.

После реформы российской православной церкви в 1722 г. изображать Святого Христофора с пёсьей головой запретили, т.к. это уже выглядело полной несуразицей, но старообрядцы продолжили рисовать святого как и раньше, считая, что это изначальная, а значит единственно верная версия. Что интересно, у этой "изначальной" интерпретации внешности Святого Христофора была ещё вариация с лошадиной головой, откуда она возникла, непонятно. Кажется, икона из Музея истории Бурятии как раз такого типа.

Дальше был зал с традиционными костюмами коренных народов Бурятии. Он небольшой, но все стены уставлены манекенами в костюмах. Женские с тяжёлыми украшениями из увесистых камней. Даже не знаю, как они всё это на себе носили!

Музей истории Бурятии - национальные костюмы

Стоило ли всё это 400 р.? Мммм.... :-) нет! Но было интересно. Если выбирать только отдельные залы, то самые стоящие те, что посвящены истории и национальным костюмам. Буддистское искусство можно увидеть в изобилии в местных храмах, а остальное - временные экспозиции на темы, не связанные с Бурятией.

Музей истории Бурятии - часть Национального музея Бурятии (вместе с художественным и музеем природы). Гугл его местонахождение показывал неправильно, кидая то в Музей природы, то в Музей города Улан-Удэ. Адрес музея ул. Профсоюзная, 29. Вообще, в Улан-Удэ лучше пользоваться Яндекс-картами, они точнее.

Text.ru - 100.00%

Комментарии

Free counters!