Айя-Напа и легенда о священном лесе

В городок Айя-Напа (греч. Αγία Νάπα, англ. Ayia Napa, Agia Napa) мы поехали в основном потому, что находится он совсем недалеко от Ларнаки, где мы остановились на несколько дней.

Обычно этот городок рассматривают только для пляжного отдыха, но я покопалась в инете и путеводителях и нашла там стоящую достопримечательность - одноимённый монастырь. В нескольких километрах от Айя-Напы есть красивое место с лазурным морем и скалами - Национальный парк Каво Греко, доехать туда можно за несколько минут. Этого оказалось достаточно для интересной и не слишком долгой поездки на день.

Айя-Напа - монастырь в священном лесу?

Приставка "айя" на Кипре встречается повсеместно, особенно в топонимах и названиях церквей. Оно означает "священный", "святой". На латинице оно пишется через "g" - "agia", но местные произносят "айя". "Напа" означает "лес". Т.е. Айя-Напа - это Священный лес. По легенде, некий охотник однажды нашёл в лесу икону Девы Марии, в её честь построили монастырь, а потом вокруг него выросла деревня.

В разных источниках говорится, что монастырь был основан в 1100 г. вокруг пещеры в честь Девы Марии, но на табличках в самом монастыре сообщается, что небольшая часть постройки где-то в самой глубине сохранилась ещё с X века.

Монастырь Айя-Напа

Монастырь Айя-Напа выглядит как живая история. Внутри он весь из камня, кое-где сохранились почти стёршиеся старинные фрески. В самой глубине церкви находится источник Святой Елены. На фото вода из источника в сосуде внешне напоминающем самовар, а на заднем плане вкрапление всепроникающей цивилизации:

Монастырь Айя-Напа - святая вода

Желающие могут этой воды попить или набрать с собой. Предполагается, что в благодарность вы оставите в монастыре монетку, но это на ваше усмотрение. То же самое со свечками. А ещё там бумажки для записок с просьбой о молитве надписаны по-гречески и по-русски. Есть даже службы на русском языке. Русские там совсем свои, впрочем как и везде на Кипре.

Чудесный фонтан во внутреннем дворике:

Монастырь Айя-Напа - внутренний дворик

Источник воды с головой в виде льва, который на самом деле похож на кабана (хотя муж усмотрел тут ещё один интересный символ):

Старое-престарое оливковое дерево:

Монастырь превзошёл все мои ожидания по атмосфере, тишине, красоте и простоте. Рядом с ним есть ещё церковь Панагия Айя-Напа. Она относительно новая, но зайти стоит:

Панагия Айя-Напа - внутреннее убранство

Мне понравилось, как в ней некоторые иконы ставят на отдельный столик и прикрывают связанными крючком зановесочками. Может быть, это знак особенного уважения? Или они старые, и их прикрывают от света? Выглядит мило. Причём иконы не только в церкви, но и вокруг неё вся стена покрыта мозаичными иконами (на фото лишь небольшой фрагмент):

Панагия Айя-Напа - стена с мозаиками вокруг церкви

Больше ничего исторического нет. Вместо священного леса монастырь теперь окружают бары, рестораны, кафе и клубы. Все улицы в центре утыканы заведениями. Я думала, там и домов-то нет, но потом они обнаружились в глубине, спрятанными за ресторанами.

Айя-Напа - деревенька, в которой есть Хард-рок кафе

Официально Айя-Напа - деревня, а фактически небольшой городок, полностью заточенный под туристов. Выглядит это примерно так:

Айя-Напа - центр города

Если остальной Кипр ложится спать рано и уже в 5-6 вечера пустеет, то по Айя-Напе с первого взгляда видно: отжигать можно хоть до утра. Там полно заведений, которые открыты поздно вечером и ночью. Атмосфера более молодая что ли. Есть даже своё Хард-рок кафе, чем не каждая деревенька похвастается.

Хард-рок кафе в Айя-Напе

Из Айя-Напы в к морю в Каво-Греко

Прогулка по Айя-Напе заняла у нас от силы час, после чего мы ринулись к главному - Национальному парку Каво Греко, который сулил необычайные виды на море и почти полное отсутствие людей. Традиционно мы пошли в местный информационный центр для туристов, чтобы уточнить, как именно туда добраться. Однако там нас ждал сюрприз в виде вот такого плотного графика работы:

Туристический центр Айя-Напы - отличное расписание!

Бедные сотрудники! Устали, поди )) Вот и решили, что лучше в четверг после обеда на работу всё-таки не выходить. Достаточно такого напряга и в понедельник. Слава богу, что на Кипре есть такая опция как спросить дорогу у водителя автобуса, чем и мы и воспользовались. Через полчаса мы уже были в Каво Греко.